Солнце согревает и освещает нашу планету. Проведя все эти опыты, дети узнают:
как появляется радуга, как солнце влияет на окружающие предметы, откуда берутся солнечные зайчики, как образуются тени.
Также дети сделают калейдоскоп, фонтан из света, проектор и приготовят вкусное лакомство при помощи солнца.
Эти эксперименты следует проводить в солнечный день.
Ссылки по теме:
Десять интересных экспериментов со светом для детей.
Возьмите два камешка одинакового размера. Один положите на солнце, а другой в тень. Через некоторое время попросите детей потрогать камешек сначала в тени, а потом на солнце. Пусть они сами сделают вывод, что произошло с камешком на солнце.
⍰ В тени камешек останется холодным, а на солнце он нагреется. Солнечная энергия дает тепло и согревает предметы.
Вам понадобится цветная бумага, возьмите черный, белый, красный и зелёный цвета.
Разложите листы на окне, где светит солнце. Дайте им нагреться. Затем попросите детей потрогать листы.
Дайте им сделать вывод, какой лист нагрелся сильнее всего, а какой слабее.
⍰ Черный лист поглощает большую часть солнечного света, поэтому он нагреется быстрее и сильнее. А белый лист отражает большую часть солнечного света, поэтому он нагреется медленнее и слабее.
Возьмите два блюдца и налейте в них одинаковое количество воды. Одно поставьте в тень, а другое на солнце.
Наблюдайте с детьми, в каком блюдце вода испарится раньше.
⍰ На солнце вода будет испаряться быстрее, чем в тени.
В этом эксперименте дети узнают, из каких цветов состоит солнечный свет.
Вам понадобится плоская миска или противень, лист белого картона, зеркальце.
Перед началом опыта обратите внимание детей на то, что нельзя смотреть прямо на солнце и светить зеркальцем в глаза других детей.
Наполните емкость водой и поставьте ее на самое солнечное место. Затем опустите зеркальце в воду так, чтобы на него попадал солнечный свет.
Поместите лист картона так, чтобы на него попадал отраженный свет. Вы увидите на листе радугу.
⍰ Белый свет состоит не из одного цвета. В нем сочетаются все цвета спектра. Солнечные лучи попадая в воду преломляются, а потом отражаются от зеркала.
Преломление - это изменение направление луча на границе сред. В нашем случае это воздух и вода. После преломления луч отражается от зеркала и попадает на белый лист.
При искривлении солнечного луча все его составляющие тоже искривляются. Каждый цвет делает это под разным углом. В результате получается радуга.
Возьмите зеркало и при помощи него поймайте солнечный луч. Затем отразите его на ровную поверхность, например стену или пол. Попросите детей поймать солнечных зайчиков.
Дайте детям самостоятельно попробовать пустить зайчика. Перед началом опыта обратите внимание детей на то, что нельзя отражать солнечные лучи в глаза других детей.
Солнечный зайчик — это пятно света, которое появляется на какой-либо поверхности в результате отражения солнечного света от предмета (зеркала или стекла).
Возьмите тарелку и обведите её на листе картона. Затем вырежьте и нарисуйте в центре солнце.
При помощи пластилина воткните палочку в центр круга. Потом расположите круг на открытом солнечном месте.
Начертите линию, чтобы тень падала вдоль нее. Отметьте время.
Отмечайте каждый час новое положение тени и записывайте время. Обратите внимание на то, как меняется длина тени.
Утром и вечером тени будут самые длинные, так как солнце расположено низко. Днем солнце находится высоко, поэтому тень будет короткая.
⍰ Этот солнечный круг, который вы сделаете - называется солнечные часы. Такими часами люди пользовались до изобретения настоящих часов.
Возьмите лист прямоугольного картона и согните его пополам. Каждую половинку согните ещё пополам.
Затем из пластиковой бутылки вырежьте прямоугольник размером с картон и положите картон сверху.
Согните пластик по линиям как на картоне.
Из фольги вырежьте прямоугольник такого же размера. Аккуратно приклейте его к картону.
Положите пластик сверху и сложите картон так, чтобы получился треугольник. Приклейте последнюю часть картона к первой.
На листе тонкой бумаги нарисуйте узор и приложите его к концу получившейся трубочки. Посмотрите на него с другого конца. Поворачивайте узор.
⍰ Свет проходит через бумагу и попадает в трубочку. Там он отражается от стенок, покрытых фольгой. Потом падает на другие стенки и снова отражается. Это происходит множество раз. Эти отражения накладываются друг на друга, создавая интересные узоры.
Этот эксперимент лучше всего проводить в темноте.
Возьмите фонарь и 1,5 литровую пластиковую бутылку. Проткните посередине стенку бутылки. Затем закройте отверстие пальцем (можно залепить скотчем) и налейте в бутылку воду.
Разместите бутылку отверстием в раковину. С противоположной стороны направьте свет фонаря.
Уберите палец (или скотч) и вы увидите светящуюся струю света.
⍰ Свет от фонаря оказывается в струе воды. Он отражается от ее границ и вместе с ней попадает в раковину.
Возьмите коробку от обуви и сделайте в центре стенки отверстие, диаметром с карандаш.
С противоположной стороны вырежьте прямоугольник. Это будет экран. Заклейте его тонкой бумагой.
Из тонкой бумаги вырежьте круг, диаметром немного больше диаметра фонарика.
В центре круга нарисуйте треугольник и закрасьте его. Он должен быть немного меньше диаметра фонарика.
Приклейте бумагу с треугольником на фонарь и положите в темноте на стол.
Отойдите на 1 метр от фонаря, направьте коробку отверстием на фонарь и посмотрите на экран.
⍰ Свет фонаря проходит через отверстие и попадает на экран. Лучи сверху попадают на нижнюю часть экрана, а лучи снизу - на верхнюю. Поэтому изображение получается перевёрнутым.
Возьмите миску и обложите ее фольгой. В центр приклейте кусочек пластилина.
Воткните в пластилин палочку, а на другой конец прикрепите зефир-маршмеллоу.
Накройте миску полиэтиленовой пленкой и поставьте ее на солнце так, чтобы лучи солнца попадали на нее вертикально.
Через 15-30 минут зефир начнет плавиться.
⍰ Плёнка пропускает в миску свет, при этом удерживая внутри его тепло. Фольга отражает солнечные лучи, что способствует нагреванию воздуха. Нагретый воздух не может никуда уйти, внутри становится горячо и зефир плавится.
Комментарии ()